В 2020 году перестал существовать «Юлмарт» — в недавнем прошлом самый крупный онлайн-ритейлер, достигавший капитализации в $1 млрд. А ведь именно сейчас онлайн-торговля как никогда находится в топе.
Другой игрок этого рынка, OZON, привлек на IPO $990 млн. Капитализация компании превысила $7,1 млрд.
В чем же причина краха «Юлмарт»? К закрытию бизнеса привел конфликт акционеров компании, переросший в судебные разбирательства и уголовные преследования. Как следствие, банки стали отзывать выданные ими компании кредиты — это нанесло «Юлмарт» непоправимый урон.
А вот в Gett сумели перестроиться в пандемию и найти возможность зарабатывать с помощью партнерств. С момента начала пандемии объем спроса на рынке такси снизился на 80 %. Тогда руководство компании сфокусировалось на развитии корпоративного сегмента такси и доставки в B2B-сегменте.
Топ-менеджеры Gett не прогадали — именно эти сферы «взлетели» во время пандемии. Так Gett Delivery за первые два месяца карантина вырос в 5 раз по количеству заказов и в 3 раза по выручке. Вскоре компания расширила сеть партнерств и начала работать со «Вкусвилл», X5 Retail Group, «Гиперглобус» и «Глобус Гурмэ», «М.Видео».
В августе 2020 сеть Wework, которая ещё год назад оценивалась в $47 млрд. и обладала серьезной поддержкой японского SoftBank, заявила о продаже прав на 5 коворкингов в Москве площадью 26 000 м2.
Что же произошло? В августе 2019 года компания подала заявку на IPO. После публикации документов стало очевидно, что основатель Wework, Адам Ньюман, слишком увлекся развитием бизнеса и перестал уделять должное внимание операционной прибыли.
В течение нескольких лет компания на каждый заработанный доллар тратила два. Обязательств у Wework накопилось на сумму капитализации — $ 47 млрд. Не помогло ситуации и заявление руководства The We Company о том, что ради сохранения и наращивания темпов расширения компании они и дальше не планируют выводить бизнес в прибыль.
В итоге Wework потеряла доверие инвесторов. Адама Ньюмана попросили уйти с поста СЕО, а капитализация компании упала с $47 млрд до $8 млрд.
Обратная история произошла с Airbnb. С начала карантина число бронирований рухнуло на 80%. Брайан Чески, сооснователь компании, активно включился в операционное управление бизнесом.
Airbnb привлекла $2 млрд. для покрытия расходов и расчетов с владельцами жилья за отмены бронирований. Также в компании вдвое сократили зарплаты руководителей и урезали бюджет маркетингового отдела на $1 млрд. Не обошлось без сокращения сотрудников и замораживания всех второстепенных проектов. С оставшимися подчиненными Брайан стал встречаться не раз в месяц, а раз в неделю.
Airbnb изменила стратегию: прежде компания ориентировалась на туристов и большие города, теперь — на местных жителей и внутренний туризм. Уже к концу лета она вернула часть сокращенных сотрудников, а осенью вышла на IPO. В ходе него акции Airbnb удвоились в цене — теперь компания стоит выше $100 млрд.
В прошлом году мы видели разные тренды, некоторые из них напоминали волны: одним компаниям они давали существенный толчок к развитию, другие накрывали с головой.
Именно поэтому самым главным навыком текущего года мы считаем умение адаптироваться. Только занимаясь гибким стратегированием, можно развивать бизнес в условиях неопределенности.
Если вам нужно провести стратегическую сессию в вашей компании — записывайтесь на бесплатное интервью.
После интервью вы сможете:
— Сфокусировать задачу на сессию с консультантом.
— Понять нужна ли вам вообще сессия, а если нужна, то какая именно.
— Какие технологии проведения сессии вам подойдут.
— Задать экспертные вопросы консультанту.
По итогу разговора вы получите предложение, где будет расписана roadmap подготовки сессии с учетом специфики компании, которую можно презентовать СЕО.
Записаться на интервью вы можете по номеру телефона: +7 (951) 663-94-40.
Если у вас нет желания или бюджета звать «внешних» специалистов, но хочется провести серию сессий в своей компании, — мы вам поможем провести ее своими силами. На сессию менторинга можно записаться по номеру выше.
Если же вам просто хочется больше узнать о стратегировании и развитии организации, подписывайтесь на наш канал «Стратегирование» в Telegram.
Узнать больше о том, как Институт Коучинга помогает компаниям наладить стратегирование, вы можете, прочитав материалы на сайте.