Топ-100
Институт Коучинга
Тот самый кризис и малый бизнес: история взаимоотношений устами опытных коуч-консультантов
26 марта 2015, 10:35
3366
Marina-mal..jpg        MG_3922-без.jpg     ^CB000E7278DF4442A184F2C151FBE33C3C4E6C15822552081B^pimgpsh_fullsize_distr.jpg
Марина Данилова          Яна Мельвиль           Филипп Гузенюк 

Эксперты Института Коучинга рассказали о том, что делать и как быть, если на дворе кризис, а ты бизнесмен. 

Наверное, в стране не осталось ни одного дома, где хоть раз не прозвучало бы жуткое слово «кризис». Про экономическую ситуацию в России уже слагают легенды, а диванные эксперты один за другим осваивают азы экономики и строчат в интернете раздосадованные посты. 
 
Пресловутый кризис заставляет молодых и окрыленных стратаперов тысячу раз подумать (а потом и передумать), прежде чем претворять свои идеи в жизнь. Закрываются и уже существующие компании, в которых, вроде бы, все шло гладко. 
 
Но так ли страшен этот черт на самом деле? И что делать начинающему бизнесмену, если кризис теперь знаком ему не только понаслышке? Разобраться с последствиями кризиса для малого бизнеса нам помогли консультанты Института Коучинга. 

Яна Мельвиль 

Досье:

– Ведущий коуч-консультант Института Коучинга, бизнес-тренер, руководитель направления «Обучение»
– Более 13 лет работы в качестве бизнес-тренера
– 8 лет работы в коучинге с топ-менеджментом российских и западных компаний
– 10-летний опыт в области управления персоналом, построении корпоративных университетов и обучении руководителей разного уровня

– Яна, что такое состояние кризиса в предпринимательстве?
– Кризис – это резкие изменения, к которым люди не готовы. Во время кризиса меняются условия взаимоотношений с партнерами с клиентами, сроки выплат, требования качества, меняется стоимость услуг. И нам тоже приходится быстро что-то менять и переходить из одной фазы в другую. Кризис – это непредвиденные затраты, которые могут быть финансовыми, временными или психологическими. Сейчас невозможно предсказать, что будет завтра, поэтому людей охватывает паника, либо, в более мягком варианте,  высокая тревожность. Кризис характерен не тем, что все плохо, а тем, что с количеством изменений и уровнем неопределенности не все справляются. 

– Как тогда эффективней всего справиться с происходящими переменами и негативной реакцией на них?
– В кризис у нас возникает ощущение безвозвратной потери того времени или тех условий, при которых мы начинали бизнес. В первую очередь, разрешите себе вдоволь пожаловаться и признать, что вам страшно, что вы грустите о потерях. После этого у вас освободится место для новых идей. Пока это место занято тревогой и воспоминаниями о том, как было раньше, к вам не придут адекватные решения. Второй аспект – так называемая стратегия Индианы Джонса: мы должны понять, что есть те вещи, на которые мы имеем влияние, и те, на которые мы повлиять не можем. Нужно направить всю энергию именно на то, что поддается влиянию. А влияем мы, прежде всего, на себя, свое состояние и на тех людей, которые рядом  коллег, подчиненных. Третий совет  разделить факты и интерпретацию. Сделайте список из того, что доказано, а не является домыслом. Перевод в фактологическую стезю помогает человеку увидеть реальность такой, какая она есть. Ну и совет для быстрого принятия решений  когда что-то произошло, нужно задать себе три вопроса: что на самом деле случилось? Какой для меня смысл в этом событии? Что я могу сделать прямо сейчас?

Марина Данилова 

Досье:

– Соучредитель и управляющий партнер Института Коучинга, коуч-консультант
– Соавтор первой российской книги о коучинге «Коучинг по-русски – смелость желать»
– Организатор первой российской Международной конференции по коучингу и Первой конференции «Интегральное развитие бизнеса»

– Марина, расскажите об основных рисках, которые поджидают начинающего предпринимателя в условиях кризиса?
– Они все те же, что и были всегда, но сегодня эти риски умножились на два. У начинающих предпринимателей есть ощущение, что они начнут свое дело, и это сразу же будет так круто, здорово и интересно. Но они не видят теневую сторону этой истории,  на самом деле, свой бизнес,  это когда два-три года ты вкалываешь, и вкалываешь обычно больше, чем наемник, а результат у тебя появляется ох, как не скоро. Основной вопрос – как самому себя замотивировать, когда у тебя еще нет отдачи? Поэтому на начальном этапе первым делом разрушаются те идеи, которые были созданы не по принципу «мне это интересно», а по принципу – «о, мне кажется это прибыльно». 
 
– Не секрет, что многие банки перестали кредитовать малый бизнес или же выдают кредиты под непосильные проценты. Где сегодня начинающему предпринимателю взять ресурсы для открытия своего дела?
– Лично я бы действовала через бизнес-инкубаторы или фонды, где тебе не просто дадут денег, а окажут всяческую поддержку, где есть партнеры, которые заинтересованы в том, чтобы предприниматель состоялся. Или, может быть, найдется инвестор, которому будет интересна именно ваша идея. Сейчас очень много публичных площадок, где инвесторам и молодым предпринимателям можно встретиться. Помимо этого, выгодно начинать бизнес там, где основной ресурс  это ваша голова и тогда, когда вы уже располагаете некими ресурсами, сегодня нужно оглянуться и поискать их. Это не обязательно деньги, это, скорее, ваши компетенции, то чем вы располагаете. Например, старый бабушкин дом в деревне и пять коров, которые могут давать молоко. 

Филипп Гузенюк 

Досье:

– Партнер Института Коучинга, коуч-консультант и бизнес-тренер, руководитель направления «Стратегическое консультирование»
– Автор проекта «Счастье в деятельности»
– Автор книги «101 совет: как получать радость от работы»

– Филипп, сегодня развивающиеся фирмы переживают не самые легкие времена. Как удержать свою компанию на плаву и не нести существенные убытки? 
– Кризис  это момент развития. Если ты в состоянии боеготовности, драйва, воспринимаешь происходящее, как интересную ситуацию,  ты можешь зарядить этим своих людей, и все у вас пойдет успешно. Второй момент – в кризис необходимо делать маленькие шаги, а не строить долгосрочные планы на год, два или три вперед. При этом сегодня должна быть близость к клиенту. Собственник компании может пить с клиентами чай, стоять за прилавком, разговаривать и стараться понять, какие у людей ожидания, что поменялось. Следующий важный принцип  внутренняя интеграция, доверие и уважение внутри команды. В компаниях, где существует недоверие и сотрудников используют, кризис играет, как центробежная сила,  тряхнуло, и все боятся, сидят по офисам, ищут на сайтах работу. А если в компании есть понимание единой цели, для нее внешняя угроза  это огромный фактор роста, он сплачивает людей и создает энергию для движения. И еще один совет  если нет возможности внешнего роста, можно расти внутренне, делать «домашнюю работу»: проводить реструктуризацию, выстраивать бизнес-процессы, заниматься описаниями продукта, сайтом. 

– Возможно ли сегодня увеличить показатели продаж фирмы, и если да, то каким образом?
– Большинство моих клиентов так и делают. Многие воспринимают кризис как возможность занять рынок и увеличить долю. Компании с сильной корпоративной культурой и волей к победе будут всегда выигрывать у тех, кто находится в сомнениях, смотрит телевизор и рассуждает. Работать нужно  вот что! 

– Какие идеи для нового бизнеса сегодня наиболее актуальны?
– Я считаю, что любые бизнес-идеи на начальном этапе  это пустота. Идея как таковая сильно переоценена в прессе и в представлении человека. На самом деле, изначальный замысел выстреливает очень редко. В реальности все происходит примерно так: человеку в голову пришла идея, он попробовал, у него ничего не получилось, он стал что-то менять, у него снова не получилось. Он расстроился, впал в депрессию, но не сдался, и снова начал что-то менять, у него снова не получилось, он продолжил что-то менять и, в конце концов, у него получилось. Это очень просто объясняется – любая идея, которая лежит на поверхности, уже внедрена, там уже куча всех. А вот когда ты получил обратную связь, возникает нечто нетривиальное. Неудача  это признак того, что ты входишь в зрелую стадию своего проекта и можешь найти что-то действительно ценное.

Анна Бирюкова
 
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала Институт Коучинга   coachinstitute.ru 

Советы для начинающих предпринимателей по выживанию в условиях экономического кризиса. Интервью давали ведущие коуч-консультанты.

Программы Института Коучинга: