Во имя благополучия работников и в ответ на требования страховых компаний корпорации стараются улучшить здоровье сотрудников при помощи денежной мотивации. К примеру, «пройдите процедуру измерения холестерина и получите плюс $100 к вашей следующей зарплате», или «поучаствуйте в оздоровительных программах и вы получите еще одну премию». В этой погоне за улучшением здоровья сотрудников работодатели, сами того не замечая, делают только хуже. Удивительно ли, что исследования оздоровительных программ показывают, что они не дают видимых результатов?
В лучшем случае, такие инициативы — не более, чем лукавство PR отдела. В худшем — они вызывают только больше стресса. Необходимость проходить трудные испытания, сдавать тесты на холестерин, заполнять анкеты добавляют лишней работы в без того плотный график. Однажды кто-то из сотрудников сказал мне: «Мне кажется, что мой работодатель хочет, чтобы я заботился о своем здоровье, но при этом он давит на меня настолько жесткими дедлайнами, из-за которых я еле успеваю пообедать за своим рабочим столом. Я знаю, что это пойдет мне на пользу, но я чувствую себя очень неловко, когда встаю из-за стола, чтобы растянуться, а коллеги и менеджеры хмуро смотрят на меня. Более того, в конце дня я чувствую себя виноватым за то, что не позаботился о своем здоровье, и не сходил на йогу». Так забота о себе становится не необходимым перерывом в работе, а просто еще одним требованием работодателя.
Если посмотреть на показатели, становится очевидно, что работодатели упускают суть. Благополучие не достичь обязательными занятиями в группах, замерами физиологических показателей и материальными бонусами. Исследования показали, сотрудники предпочитают более радостную рабочую атмосферу крупной зарплате.
Итак, что же способствует удовлетворению сотрудников? Атмосфера, которую создают люди: корпоративная культура, которая характеризуется умением прощать, добротой, уважением и вдохновением. Сотни исследований пионеров позитивной организационной психологии, включая Джейн Даттон и Ким Кемерон из университета Мичигана и Адама Гранта из Уортонской школы бизнеса показывают, что позитивная рабочая культура повышает лояльность, вовлеченность, производительность и креативность сотрудников. Учитывая, что примерно 3/4 работников в США не посвящают себя работе полностью, и зная, насколько дорого обходится текучка кадров — настало время организациям обратить внимание на эти данные.
Исследования показывают, что самые эффективные способы улучшения благополучия сотрудников — это не специальные программы и инициативы, а ежедневные действия.
Исследования показывают, что самые эффективные способы улучшения благополучия сотрудников — это не специальные программы и инициативы, а ежедневные действия. Например, крупное исследование, проводимое Анной Ниберг из Института Каролины, показывает, что резкий и грубый руководитель может быть причиной развития проблем с сердцем у сотрудников. С другой стороны — лидеры, которые вдохновляют, сопереживают и поддерживают, имеют более лояльных и вовлеченных сотрудников. Так что время от времени заданные вопросы о семье могут принести больше пользы, чем уроки осознанности во время обеда.
Руководители задают тон всей организации, а от их поведения зависит, найдется ли в компании место доверию, умению прощать, пониманию, эмпатии, отзывчивости и уважению. К примеру, в одной корпорации из списка 500 ведущих промышленных гигантов Америки есть система, которая мгновенно информирует генерального директора, если у его сотрудника что-то случилось — будь то сильная болезнь или личная трагедия. Независимо от занятости, руководитель, в течение 15 минут лично звонит сотруднику и предлагает свою помощь.
Организация — это место, где общаются люди, а не просто заключаются сделки
Мы забыли, что организация — это, в первую очередь, место, где общаются люди, а не просто заключаются сделки. Исследования показывают, что в списке человеческих потребностей после еды и крова идут социальные потребности — хорошие отношения с другими людьми. Если мы создадим рабочие условия, которые будут опираться на отношения, основанные на поддержке — мы сможем создать действительно процветающие организации. Организации с низкой текучкой кадров. Организации, которые вдохновляют. Организации, которые одинаково поощряют успехи как сотрудников, так и руководителей.