Ответственность – полностью отвечает за свою жизнь, принимает последствия своих решений и поступков. Осознает свой круг влияния, не стремиться менять других, меняет свое поведение.
Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентируются на ценности в поступках.
«Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.
Проактивность. Занят не собой, а своей жизненной задачей. Действует максимально проактивно и целенаправленно. Привычка формулировать видение и выстраивать свою деятельность в его свете, используя его, как фильтр. Не боится ошибаться.
Принятие себя и других такими, как они есть, интерес к людям, видит их силы и ресурсы, с позиции «человек сам имеет все, чтобы решить свои задачи». Позиция безоценочная и теплая, принимающая, при этом без стремления «взять на себя» задачи и проблемы другого.
Интерес к различиям
Под словом «Метанавыки» чаще всего понимают способности, лежащие как бы в «основе» навыков, то на что навыки опираются и откуда «растут». Также этим словом обозначают отношение, чувства, которые у вас возникают в деятельности, то, с каким «окрасом» вы ее делаете.
Нам было не просто отделить эту группу от первой. Мы опирались на то, что проявление метанавыков все-таки можно наблюдать в поведении руководителя – по косвенным признакам или по обратной связи.
И также на то, что их можно развивать, наработать. Хотя, конечно, вы можете увидеть прямую взаимосвязь метанавыков с личными характеристиками и их взаимозависимость.
Осознанность – способность в любой момент времени направлять и удерживать внимание на свои "внутренние" объекты – мысли, эмоции, ощущения. А также наблюдать их и констатировать как факт.
Аутентичность и проявленность – способность быть подлинным, искренним, конгруэнтным (говорить и "показывать телом" одно и то же) в коммуникации, выстраивать подлинные, искренние отношения с партнерами.
Сопереживание, эмпатия. Способность открыться навстречу разным переживаниям другого человека, понять и почувствовать – чем живет другой. Способность чувствовать, интуитивно понимать – что происходит в моменте с другим человеком, вставать в его позицию, «в его тапочки».
Внимательность. Способность замечать «незаметное». За этой способностью и интерес, любопытство к природе явлений и человека, и внимательность, целостное восприятие, позволяющее заметить «неявное». Те «хвостики», на которые сам человек не обращает внимание, но за ними может стоять важное содержание.
Гибкость – способность выбирать и реализовывать различные способы действия в зависимости от ситуации. Гибкость – это широкий поведенческий репертуар, высокая обучаемость: быстрое включение нового поведения в повседневную деятельность, непривязанность к каким-либо стереотипам поведения.
Способность варьировать степень своей активности, энергии, влияния в зависимости от ситуации. В менеджменте это выражается в гибкости стиля управления – вся линейка директивные-недирективные методы используется адекватно задачам и ситуации (демократура).
Способность «сидеть в огне конфликта». Уверенность и спокойствие в ярко эмоционально окрашенных ситуациях проявления различий.
Интегральная информированность и системное мышление. Способность видеть все аспекты рассматриваемой ситуации, всю систему, все ее элементы, многоуровневость, взаимосвязи. Способность создавать системы и модели, структурируя информацию.
Толерантность к различиям – способность замечать различия людей и признавать их, искать синергетические эффекты различий (если в команде все думают одинаково – кто-то лишний).
1 группа – коммуникативные
Установление доверительного контакта с сотрудниками, коллегами, командой. Умение слушать так, чтобы собеседник хотел рассказать все и более того
Оперировать в разговоре фактами, избегая интерпретаций
Замечать изменения эмоционального состояния других людей
Отзеркаливание и резюмирование в разговоре – содержания, сути послания и эмоции, окрашивающей это содержание – для достижения настоящего взаимопонимания
Задавание вопросов, раскрывающих глубже содержание обсуждаемого, побуждающие к обдумыванию
Умение использовать поддержку и вызов, исходя из мотивации сотрудников и в зоне их ближайшего развития
2 группа – Управление собой
Ясно формулировать свои потребности и цели
Осознавать свои мотивы и смыслы в деятельности
Осознавать свой эмоциональный фон и намерения «в моменте» и свое влияние на собседника(ов)
Генерировать ресурсное состояние и состояние «наблюдателя»
Осознавать в себе «дуэт двух частей»: руководителя и интегратора, их намерения, различия намерений, и управлять этими частями
Осознавать свои сильные и слабые стороны и уметь их сочетать и компенсировать
3 группа – Владение технологиями
Медиация – разрешение конфликтов
Фасилитация групповых обсуждений, разные форматы фасилитируемых процессов
Гибкое управление проектами
Создание «основы здоровья» коллектива
Технология поддерживающей и развивающей обратной связи
Технологии принятия решения в группе
Закономерности развития компании
Закономерности развития коллектива
Психологические механизмы, лежащие в основе продуктивной деятельности человека и влияющие на эффективность взаимодействия в коллективе
Закономерности протекания процесса группового творчества