26 июня впервые в онлайн-формате стартует программа «Мастер изменений». Почему тема изменений в бизнесе сегодня особенно актуальна и что значит стать Мастером изменений в организации, рассказывает идеолог программы, бизнес-тренер и executive-коуч Яна Мельвиль.
— Яна, 26 июня стартует программа «Мастер изменений». Расскажите, как возникла идея создания программы и почему вы выбрали именно эту тему?
— Мы, как консалтинговая компания, уже 18 лет работаем с организациями, помогаем им проходить через кардинальные, глубокие, порою болезненные трансформации. И мы наблюдаем, что если раньше в основном внедрялись изменения локальные, на уровне отделов, то сейчас многие компании полностью перестраиваются. Это может быть ребрендинг бизнеса, переход на удаленку, слияние компаний, внедрение Agile, переход в бирюзовую концепцию, выход на новые рынки, в новые регионы.
Изменения могут быть и не такими глобальными, но тоже значимыми. Например, в результате ротации руководителю дают новое направление деятельности и переводят в другой филиал. А там совершенно другие люди, бизнес-процессы. Что делать? Менять все на новом месте или меняться самому? Это непростые вопросы для человека «у руля» — перемены влекут риски. Но и без изменений нельзя. В период высоких скоростей и «хронической» неопределенности они становятся частью бизнес-культуры.
Но не каждый руководитель может справиться с такой непростой задачей — трансформацией компании. Как говорит Ицхак Адизес, бизнес-консультант с мировым именем:
«Изменения порождают проблемы, проблемы требуют решения, а реализованные решения порождают новые проблемы».Вот почему еще в 2018 году мы решили создать программу «Мастер изменений», которая поможет собственникам, руководителям, менеджерам проектов, HR-менеджерам легче справляться с изменениями в бизнесе. Теперь же, в 2020 году, программа пройдет в онлайн-формате.
— Яна, а с какими сложностями сталкиваются руководители, реорганизующие бизнес?
— Это зависит от ситуации. Например, огромное количество организаций проходит сейчас через сокращение штата. Это влечет за собой перераспределение ответственности и полномочий. Случается, что вчерашние линейные сотрудники становятся руководителями, а компетенций и личных качеств им не всегда хватает.
При этом в команде ломаются привычные и разделяемые всеми ценности. Да и вообще, люди в целом не готовы к тому, чтобы делать ту же работу меньшими ресурсами. Как в таких условиях руководителю мотивировать свою команду и достигать поставленные цели? Чаще всего в таких ситуациях бизнес начинает терять прибыль.
Или, рассмотрим ситуацию, когда один бизнес покупает другой. Топ-менеджерам необходимо «перенастроить» всех людей, которые в этих компаниях работали до слияния. Как? «Привить» им единую миссию и стратегические цели, сформировать новую культуру, этику, традиции. А как на самом деле разворачивается ситуация? Сотрудники проявляют сопротивление. Выдают инфантильные реакции на перемены: «Я попробую действовать так же, как раньше действовал — глядишь, прокатит». Или устраивают «потёмкинские деревни»: «Мы сделаем вид, что мы соответствуем новым правилам, а на самом деле будем думать и делать как раньше». Всё это не может остаться незамеченным для клиентов и партнеров. В результате у компании репутационные и финансовые потери.
Так что трансформация в компаниях не всегда проходит успешно. Иногда задуманное не реализуется. Или реализуется, но в итоге только ухудшает положение дел.
— Получается, любое значимое нововведение — это потрясение для бизнеса?
— Да, психологически любое изменение для человека — это маленькая смерть. Представьте себе организацию, которая выходит на новый рынок, в новые регионы. Казалось бы, таким изменениям можно только радоваться: компания станет крупнее, сильнее, начнет зарабатывать больше денег. В действительности, это точно такой же стресс — для руководителя и его команды — как при сокращении штата. Потому что люди понимают — теперь нужно будет работать больше, ответственность будет серьёзнее, компетенции нужны будут другие. И неизвестно, соответствуют они им или нет, смогут им научиться или нет.
Самая типичная ошибка в таких ситуациях в том, что компании переоценивают свои ресурсы и системно не готовятся к изменениям — нет четкого единого видения на топовом уровне, нет правил, не выстроены отношения внутри команды. Нет понимания, какая скорость изменений на каком этапе адекватна. Когда можно ускориться, а когда нужно дышать и спокойно ждать, продолжая при этом сопровождать изменения определенными процедурами. Образно говоря, компании «садятся на шпагат» и «рвут себе связки». Такова цена незнания законов изменений.В какой-то момент топ-менеджеры понимают, что они просто живут на работе. Каждое их действие происходит через боль, и дальше так продолжаться не может. И они, как правило, зовут консультантов.
— Но ведь можно найти в команде и сподвижников изменений. Разве нельзя опереться на них?
— Конечно, на них можно и нужно опираться. Но нужно понимать, что таких в компании будет не больше 20%. А 50% людей вообще не смогут даже сформулировать свое отношение к изменениям — им скорее всего понадобится дополнительная информация и время, чтобы все обдумать, а до тех пор они будут сопротивляться. Еще у 20% коллектива перемены вызовут волнение и страх — вы можете их даже потерять. И 10% отведено скептикам, которые придерживаются мнения «а раньше жилось лучше».
И, наконец, главный проводник изменений должен принимать такие интегральные решения и планировать такие действия, которые учитывают все уровни и функции компании, как системы. Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.Словом, изменения могут стать успешными и экологичными для всех, если соблюдены эти три условия. И именно их мы будем прорабатывать на «Мастере изменений». Ждем вас!
Если вы хотите узнать больше о программе «Мастер изменений», то вы можете подключиться к онлайн-презентации программы 17 июня в 18:30.
50%
людей в команде не смогут даже сформулировать свое отношение к изменениям