Принцип красоты должен пронизывать все: красота в отношениях, в процессах, в структуре
Я не первый, кто говорит о важности внутренних коммуникаций. Но почему же их нет, а если есть, то почему не работают?!
Давайте попробуем разобраться. На мой взгляд, одна из важных причин – неготовность к новому стилю управления. Четкие указания и исполнение, инструкция и приказ – у нас приветствуется именно такая схема, это возведено на уровень ценности. Еще одна причина состоит в том, что бизнес до сих пор является «мужским», то есть много внимания уделяется «жестким» факторам – цифрам, срокам, активам и т. п., и недостаточно – «мягким»: потребностям, эмоция, особенностям характера и т. п.
Чтобы приблизиться к образу живой компании, нужно посмотреть на жизнь вокруг. Она очень гармонична. Все, что некрасиво и негармонично, умирает. Уродливых цветов не существует. То же в бизнесе. Он часть экосистемы, которая не мешает человеку, а наоборот, помогает, развивает его. Принцип красоты должен пронизывать все: красота в отношениях, в процессах, в структуре. В общем, и Достоевский, и Чехов.
Если есть что-то уродливое, то, кто бы ни говорил, что компания живая, – это ненадолго. У нее нет будущего. В живых компаниях люди относятся друг к другу таким образом, что это общение помогает людям раскрывать, видеть свою красоту, и через принятие себя восхищаться красотой других. Общение, которое не ранит, а вдохновляет, направляет, дает силы. И это такое общение, которое не теряет качество, даже когда возникает ситуация конфликта. Для меня, красота – это принятие, со-управление, со-раскрытие, чувствование, глубокое взаимоуважение. И я верю, что так и будет, а во многом я уже это вижу.
По сути, внутренние коммуникации – это каналы, кровь, которая насыщает организм кислородом. Это некие потоки, контакты, связи, через которые протекает не только информация в чистом виде, через это протекает настроение, энергия, вдохновение. Компания будет живой только тогда, когда эти каналы есть, и когда они регулярно чистятся, за ними постоянно следят.
Важно сказать, что кроме «питательной», у коммуникаций есть и «очищающая» функция. То есть внутренние коммуникации – это еще и инструмент дезинфекции и превентивных мер. Если коммуникацию строить правильно, то благодаря ее чистоте можно вовремя заметить тревожные сигналы и вовремя избавиться от зарождающейся инфекции. Это похоже на организм человека: если импульсы не проходят, то слаженная работа нарушается, развивается болезнь. В компании это нарушение можно не замечать годами, и отсюда хронические болезни компаний – отсутствие общения между подразделениями, потеря мотивации, снижение продаж и многое другое.
Как лечить? Регулярная обратная связь, прочные связи между подразделениями – вот что, в первую очередь, должно быть нормой на уровне культуры. Все мы люди, и можем совершать ошибки. Система должна быть самокорректирующейся. Второе – на уровне правила: не должно быть нерешенных конфликтов. Конфликт, который решен, правильно решен – идет в развитие. Конфликт, который отложен, затерт, переходит в хроническую болезнь и приводит к разрушению, к «инвалидности».
Третье – общение должно стать ценностью компании. Живое общение. Его нельзя заменить техническими средствами и бизнес-процессами.
Также важно понимать, что человеку необходима позитивная обратная связь. В нашей культуре не очень принято хвалить. Нам нужно вернуть умение праздновать успехи и достижения – это не менее важно, чем критический анализ результата.
Все люди разные. Необходимо это признать, и признать то, что в бизнесе очень важное место занимает психология и отношения. Восприятие задачи у каждого свое и цель руководителя – наладить взаимодействие в команде, дать толчок и задать всем одно направление, учитывая индивидуальность каждого.
Программы Института Коучинга: