В этой статье представлены необходимые компетенции интегрального коуча.
Интегральный коучинг описан в другой
статье
Как развить эти компетенции читайте
здесь
Первая группа. Личностные характеристики коуча.
Все, что описано в этой группе, просто характеризует взрослого зрелого человека со сформированной и устойчивой жизненной позицией. Конечно, эти характеристики важны не только для коуча, но для коуча они необходимы.
- Ответственность – полностью отвечает за свою жизнь, принимает последствия своих решений и поступков. Осознает свой круг влияния, не стремиться менять других, меняет свое поведение.
- Автономия и независимость суждений и поведения, устойчивость под влиянием фрустрирующих факторов.
- Осознанность. В каждый момент своей жизни, задав себе вопрос – что я думаю, что я чувствую, что я ощущаю – легко получает на них ответы. Максимально чистое восприятие внешнего – видит факты, осознает свои интерпретации и отношение. Быть в контакте с собой и со своим телом.
- Активность. Занят не собой, а своей жизненной задачей. Действует максимально проактивно и целенаправленно. Привычка формулировать видение и выстраивать свою деятельность в его свете, используя его, как фильтр. Не боится ошибаться.
- Интерес к самоисследованию в сочетании с заботой о себе. Заботится о своем психологическом здоровье и развитии, отслеживает теневые аспекты и интегрирует их. Есть баланс между самокритикой и признанием своих сильных сторон, между стремлением развивать себя и принятием.
- Открытость и честность в общении. Искренность. Если говорит, то только то, что на самом деле чувствует и думает.
- Максимальная проявленность, доступ к любой энергии внутри себя, осознает и проявляет любые чувства адекватно ситуации и конгруэнтно себе.
- Принятие себя и других такими, как они есть, интерес к людям, видит их силы и ресурсы, с позиции «человек сам имеет все, чтобы решить свои задачи». Позиция безоценочная и теплая, принимающая, при этом без стремления «взять на себя» задачи и проблемы другого. Интерес к различиям.
Вторая группа. Метанавыки.
Под словом «Метанавыки» чаще всего понимают способности, лежащие как бы в «основе”» навыков, то на что навыки опираются и откуда «растут». Так же этим словом обозначают отношение, чувства, которые у вас возникают в деятельности, то, с каким «окрасом» вы ее делаете.
Нам было не просто отделить эту группу от первой. Мы опирались на то, что проявление метанавыков все-таки можно наблюдать в поведении коуча - по косвенным признакам или по обратной связи клиента.
И так же на то, что их можно развивать через тренировку, наработать. Хотя, конечно, вы можете увидеть прямую взаимосвязь метанавыков с личными характеристиками и их взаимозависимость.
Далее вы найдете упражнения, направленные на развитие метанавыков.
Эти навыки необходимы не только коучу, но и любому другому человеку, работающему в «помогающей» профессии – психотерапевту, педагогу, тренеру, часто руководителю. Да и, по большому счету, всем, кто по роду деятельности много взаимодействует с людьми. Впервые описание этих характеристик появилось в работе Карла Роджерса «Клиент – центрированное консультирование» в 1967 году, было развито в работах Р.Нельсона-Джоунса и Ф.Бурнарда. Нам близка позиция, изложенная Эми Минделл в ее работе «Психотерапия как духовная практика».
Опираясь на этих авторов, мы представляем вам свое видение.
- Сопереживание, эмпатия. Способность открыться навстречу разным переживаниям другого человека, понять и почувствовать – чем живет другой.
В том числе способность чувствовать, принимать и поддерживать вытесняемые, не признаваемые другим человеком аспекты самого себя. Эмпатия предполагает некоторое «забывание о себе», это позволяет «отдавать себя» другому человеку.
- Внимательность. Способность замечать «незаметное». За этой способностью и интерес, любопытство к природе явлений и человека, и внимательность, целостное восприятие, позволяющее заметить «неявное». Те «хвостики», на которые сам человек не обращает внимание, но за ними может стоять важное содержание его психики. Еще о внимательности.
- Легкость и игривость, спонтанность и естественность, чувство юмора. Способность работать с удовольствием, позволяя ребенку внутри себя резвиться. Именно эта способность впускает в работу творчество и позволяет проявиться чему-то вроде бы абсурдному, но ведущему к очень ценным озарениям. Кроме того, она выводит нас из зацикленности и тупиковых ситуаций. Это и еще и образец для клиента – если Коуч не будет работать с удовольствием, то, как он может помочь клиенту найти радость в его деятельности!
- Свидетельствование. Быть в состоянии пережить вместе с клиентом, коллегой или сотрудником сложную ситуацию, сцены групповых конфликтов или сложности в организации и оставаться при этом в позиции наблюдателя. Наблюдатель способен спокойно видеть – что происходит на самом деле, просто факты и не включается в ситуацию эмоционально, тем более не занимает чью-то сторону. Осознавать, что все связано со всем.
- Способность варьировать степень своей активности, энергии, влияния в зависимости от ситуации. Спокойное и расслабленное присутствие сменяется на активность, когда появилось то «неявное», что требует внимания, и здесь усилия направляются на то, чтобы помочь человеку заметить это «незаметное» тоже и удержаться в этом новом пространстве, исследуя и переживая его. В менеджменте это выражается в гибкости стиля управления – вся линейка директивные-недирективные методы используется адекватно задачам и ситуации.
- Баланс и гибкость в способности быть непредсказуемым и иррациональным и быть логичным и системным исследователем. Сочетание этих качеств создает динамику и энергию процесса, заставляет человека, с которым вы работаете, быть в «тонусе».
- Интегральная информированность и системное мышление. Способность видеть все аспекты рассматриваемой ситуации, всю систему, все ее элементы, многоуровневость, взаимосвязи. Способность создавать системы и модели, структурируя информацию. Способность осознавать свою «точку присутствия» в системе и «точку присутствия» клиента и способность перемещаться на другие точки восприятия.
Третья группа. Профессиональные знания и умения.
Основой всех профессиональных умений является позиция коуча – «я проводник».
Как говорили наши английские учителя – «я организовываю встречу клиента с Богом, не с собой, а с Богом внутри него самого». Позиция эта с точки зрения навыков требует, прежде всего, воспринимать факты без интерпретаций (слышать и видеть), отражать их так же чисто, чтобы клиент мог увидеть себя в этом зеркале и на основе увиденного принимать решения.
Основная сложность в приобретении этих навыков состоит в том, что людям очень сложно удерживаться от проекций, переносов, интерпретаций, и в том, что люди даже не осознают, что они каким-то образом привносят себя, если не прямыми советами, то вопросами подводя другого человека к «правильным» решениям. Поэтому без метанавыков и соответствующих личностных характеристик не обойтись.
Основные умения интегрального коуча:
- Установление контакта, присоединение, создание рапорта с клиентом (человеком, командой).
- Замечать неконгруэнтность и изменения состояния клиента.
- Отзеркаливание – содержания, сути послания и эмоции, окрашивающей это содержание.
- Задавание вопросов, направляющих внимание клиента на неосознаваемые им аспекты.
- Побуждение к проявлению истинных эмоций.
- Помощь в формулировке истинных потребностей и вытекающих из них задач.
- Умение использовать адекватно базовые модели коучинга (GROW, модель Т, фокус внимания и т.д.).
- Умение использовать базовые модели интегрального коучинга (ТОЖ и НОЖ, интегральная карта – всеуровневая, всесекторная карта).
- Умение резюмировать и формулировать метафоры.
- Умение использовать различные методы для помощи клиенту в разворачивании процесса, в качественном проживании эмоций, текущих в настоящем (основы психодрамматических техник, визуализация, основы процессуальной работы).
- Умение использовать поддержку и вызов, исходя из мотивации клиента и в зоне его ближайшего развития.
- Умение выстраивать контракт с клиентом и организовывать процесс взаимодействия.
И перечень необходимых знаний, минимальный список (часть из них изложена и минимально раскрыта в главе об основах коучинга и мы не будем здесь их перечислять):
- Модель личности (мы опираемся на модель Р. Ассаджиоли, психосинтез), любая из современных, как основа для понимания психики.
- Закономерности психологического развития человека - этапы, кризисы, как проходит трансформация и трансляция.
- Понятие психологической нормы, невротик и психотик.
- Акцентуации, особенности разных клиентов, отличия в процессе работы с ними.
- Психограмма, разные разумности, неравномерность развития разумностей.
Развивать эти компетенции>>>>
Программы Института Коучинга:
Тест EQ
(тест для расчёта коэффициента эмпатичности EQ)
Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии, или коэффициент эмпатичности EQ. Среднее значение EQ для контрольной группы – 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом – 20.
Пройти тест>>