Анастасия Некрасова Ирина Смирнова
Расширенная личность: цель или средство?
Коучинг в России является относительно новой областью. Несмотря на это, коучинг в области развития вызывает любопытство – кажется, у него есть возможности для трансформации людей и систем. Как коучи используют эти возможности? Кому нужны трансформации, которые они вызывают?
Данная статья возникла из наблюдений за особенностями практики коучинга в России: кажется, что нам, коучам, более удобно работать с клиентами за пределами организационного контекста. В лучшем случае, мы соглашаемся на «закадровый» коучинг и надеемся, что клиент, с которым была проведена работа, самостоятельно найдет способы справиться с окружающей его средой. Порой, может показаться, что мы вообще избегаем эту проблематику. Так почему же мы делаем это?
Существует целый ряд достоверных объяснений этих особенностей. Некоторые из них связаны с состоянием развития сферы коучинга в России. Другие – с современным состоянием умов наших клиентов, менеджеров и руководителей. Все это, рассмотренное через призму развития, делает вышеуказанные вопросы по-настоящему актуальными.
Эти размышления написаны в то время, когда экономическая система России очень политизирована, крупные государственные компании испытывают экономические санкции, введенные ЕС и США, более мелкие компании борются за существование, а организация гражданского общества крайне слаба. Россия вовлечена в войны и конфликты, и как все это закончится – остается еще более неясным, чем когда-либо прежде. Общее восприятие этих событий внутри сообщества коучей сводится к тому, что не следует ожидать или планировать каких-либо изменений на системном уровне, а вместо этого необходимо сосредоточить внимание на том, что доступно – индивидуальном развитии – и, возможно, однажды, это окажет влияние на организационный уровень.
Мы ни в коем случае не хотим принижать новаторскую работу, которую российские коучи проводят со своими клиентами. Они учат их придерживаться целостного подхода к собственному развитию; они способствуют личностным трансформациям во многих областях жизни. Таким образом, в долгосрочной перспективе, наше предположение может оказаться верным – рано или поздно окружающая среда начнет реагировать и приспосабливаться к развитому сознанию людей, которые в ней живут.
Сегодня это, скорее, исключение – большинство современных организаций и учреждений кажутся недостойными своих сотрудников. Но как долго нам придется ждать, пока результат проявит себя?
Возможно, нам необходимо задать себе следующие вопросы:
Какое влияние на самом деле оказывает коучинг, когда мы ограничиваем наши усилия по содействию индивидуальным трансформациям?
Способен ли развивающий коучинг трансформировать организации и общество в целом?
Мы надеемся в этой статье начать обсуждение в рамках сообщества коучей о влиянии, которое имеет или может иметь наша развивающая работа на отдельных лиц и организации в России сегодня. Несколько тем возникли из практики развивающего коучинга:
- Развитие до уровня зрелых логик действия (Индивидуалист и Стратег [1]) часто ставит их представителей в невыгодное положение на их весьма условных и чрезмерно политизированных рабочих местах. «Лучшие» альтернативы рабочих мест в современной России близки к нулю. Какие варианты доступны для людей, которые понимают, что они безнадежно переросли свои организации, и каковы последствия их выбора действий?
- Вертикальное развитие отдельных клиентов почти никогда не приводит к качественным изменениям в их компаниях и организациях, за редким исключением нескольких небольших компаний, которые управляются их собственниками. Как мы можем изменить интегральную/развивающую работу, которую мы ведём с отдельными руководителями, чтобы она была отражена в развитии их организаций?
- Развивающая работа, однако, недостаточная, затрагивает отдельных людей и, в некоторой степени, бизнес. Но, тем не менее, она не поддерживает некоммерческие организации и гражданское общество, в то время, как они действительно важны для любого общества. Как мы можем использовать возросший потенциал лидеров и управленцев, который они приобретают в результате развивающей работы, на благо системы большей, чем они сами?
Эти вопросы, безусловно, не являются уникальными в плане развития
– скорее, они имеют важное значение для динамики развития человека и общества. Тем не менее, мы хотели бы выделить эти вопросы в контексте проблем развития современного российского общества, и заставить российских коучей в области развития поразмыслить над ролью коучинга в преобразовании предприятий, организаций, учреждений и общества в целом.
Возможно, пришло время, стать более сознательными относительно той пользы, которую мы приносим, и более целенаправленными и активными в принятии позитивных сдвигов, происходящих на системном уровне.
Россия: коучинг
Будучи сравнительно недавним явлением, понятие коучинга является довольно расплывчатым в сознании простых россиян, его легко спутать с консалтингом, обучением и наставничеством. Коуч еще не воспринимается как «настоящая профессия» – ни в глазах широкой общественности, ни в глазах закона. На самом деле, только около 50% коучей в России фактически называют себя коучами. [2]
Российское отделение Международной Федерации Коучинга прилагает все усилия, чтобы ликвидировать этот разрыв путем обучения и сертификации коучей. Тем не менее, коучинг (бизнес-коучинг и коучинг руководителей) все еще далек от советов директоров и стратегической работы как таковой. Корпоративный контракт является редкой птицей в российской практике коучинга.
Коучинг лидерства в России находится в зачаточном состоянии. Слово «лидерство», как правило, имеет негативный оттенок и понимается в значении «корпоративной ерунды», до такой степени, что даже коучи не решаются использовать его. Такие понятия, как «интегральный», «вертикальный», «сознательный», «устойчивый» и «развивающий» все еще являются заимствованными словами, которые не имеют соответствующих аналогов в русском языке. Нас ожидает длинное и захватывающее путешествие!
В то время, пока корпоративный коучинг находится за пределами карты, другие его области набирают обороты – коучинг творчества и вдохновения, личностный и карьерный коучинг, духовный коучинг, коучинг родителей, коучинг жизни и, в настоящее время, развивающий или вертикальный коучинг. Россияне жаждут личностного развития.
Потенциально мы являемся свидетелями нового Возрождения, где каждый человек полагает, что он обладает достаточными силами и способностями создавать любую реальность, которую только пожелает. Работа в качестве коуча по развитию приносит огромное удовлетворение: вы видите, как человек меняется и превосходит самого себя, и вы являетесь частью этого процесса!
Чтобы не испортить всё, некоторые из нас начинают задумываться над тем, что будет дальше – когда клиент вернётся к своему столу и отбросит те организационные или социальные ограничения, которые он лично «превзошел». Давайте кратко рассмотрим динамику развития вокруг наших клиентов. Вот когда «игра центров тяжести» разыгрывается по-настоящему!
Это особенно важно во времена кризиса и политических потрясений – сегодня российское общество переживает именно это. Выбор и поведение индивидов как людей, руководителей и владельцев бизнеса, следует рассматривать на этом фоне.
Россия: Контекст на первый взгляд
Страна запуталась в ряде региональных и глобальных конфликтов – последние из них в Сирии и Украине. Ее экономическая жизнь в значительной степени определяется международными и своими собственными встречными санкциями. Малые и средние предприятия, традиционно принижаемые государством, теперь полностью предоставлены самим себе и балансируют на грани исчезновения. По сути, все «непрофильные бюджеты» урезаны до нуля, планы развития заморожены на неопределенное время, в верхней строке повестки дня – выживание.
К сожалению, в настоящее время существует все меньше и меньше стимулов для предприимчивых людей рисковать и заниматься бизнесом, поскольку риски, связанные с государством, слишком высоки, а экономическое пространство слишком тесно. Средний класс в России, более малочисленный и хрупкий, чем когда-либо, в настоящее время сталкивается с серьезными проблемами выживания. В то же время, именно средний класс должен быть основой бизнеса и частного предпринимательства, а также большим источником занятости в любой экономике. В настоящее время даже потребительская способность среднего класса сильно подорвана.
Интеллектуальный и духовный климат внутри страны является еще одним фактором, влияющим на перспективы и выбор наших клиентов. Как известно, нынешнее политическое руководство пользуется широкой поддержкой масс, в результате чего, среди прочих событий, произошла аннексия Крыма. Восстановление былой славы после того, что считается «крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века» – распада Советского Союза – это явная цель государства. Большую, крепкую, независимую власть нельзя игнорировать или не уважать – поистине мощное видение!
«Назад в будущее», как говорят многие наши клиенты. Большинство из них – руководители на верхних позициях – могут увидеть последствия этого политического руководства с более чем одной точки зрения. Тем не менее, сомнение в этой власти, или еще хуже, противостояние ей, скорее всего, ни к чему хорошему не приведёт. Так или иначе, на генетическом уровне, мы, русские, все это знаем.
Так на каком же уровне развития мы находимся? Согласно цветовой гамме Спиральной Динамики, наша политика кажется пурпурно-красной, подавляющая часть населения – красно-синим с рудиментарным бежевым, бизнес – цвета сочного зрелого апельсина, а очень бледное гражданское общество едва существует. Все оттенки зеленого морально (а некоторые и юридически) под запретом. Желтый цвет прячется. И никогда прежде разрыв между поколениями не ощущался, как пропасть.
Что делать, если Вы достигли потолка?
Как ни странно, подавленный человек испытывает сильное желание расти и развиваться. Среди отравляющей и мучительной реальности он ищет свое истинное Я, чтобы выжить. Все больше и больше людей ищут коучей развития для облегчения их личной работы по интеграции и переходу к зрелой логике действия.
То, что мы на самом деле делаем, говоря словами Кук-Гройтер и Торберт, помогает человеку покинуть логику действия Достигателя и перейти к логике действия Индивидуалиста. В перспективе развития этот процесс имеет тенденцию быть освобождающим и полезным как для коуча, так и для обучаемого.
В некотором смысле, это вызывает привыкание. Это подтверждает наше предположение о том, что если мы приложим все усилия к трансформации отдельных людей, их окружение изменится само собой. Но так ли это? Что на самом деле происходит с Индивидуалистами, когда они возвращаются в свою рабочую среду и к рабочим местам, где коучинг не приветствуется и к нему ещё не готовы?
Мы уже видели пять «базовых сценариев» с нашими российскими клиентами, которые с нашей помощью или без нее, достигли потолка и, в конечном итоге, застряли в логике действия Индивидуалиста. В общем экономическом и политическом контексте, который мы описали выше (подробнее об этом далее), выбор даётся высокой ценой – для них и для их систем.
Некоторые из них (около 20 процентов наших клиентов) изучают возможности для собственного бизнеса (1). Их бизнес-интерес и потенциал уже на уровень выше, однако, их продукция, услуги, культура или системы выглядят как устаревшие, некачественные или даже аморальные. К сожалению, лишь немногие из них успешно начинают свой бизнес – не все могут быть предпринимателями. Еще реже удается сделать такой бизнес прибыльным достаточно быстро, чтобы иметь возможность уйти с прежней не удовлетворяющей работы. Большинство из этих смелых людей хотят стать «сознательными предпринимателями» и «хорошо зарабатывать, делая добро». Очень небольшому количеству всё же удалось преуспеть, несмотря на неблагоприятную деловую и потребительскую обстановку. Большинство из них было вынуждено сдаться. В совокупности с ударом по их эго, зарождающаяся новая идентичность была побеждена идентичностью бизнесмена-неудачника. Работа коучей состоит в том, чтобы помочь ей восстановиться.
Сценарий (2) заключается в том, чтобы оставаться на текущей работе и попытаться выжить. На языке клиента это звучит, как: «пожалуйста, помогите мне найти баланс между тем, кем я являюсь и тем, чего от меня хотят другие». Если мы работаем с ранним или зрелым Достигателем, для коуча существует больше возможностей – мы можем помочь ему «закрепиться» до тех пор, пока он не поставит под сомнение существующее пространство. Если уже «слишком поздно» и самоуправление клиента отвергает это существующее пространство, то коуч может сделать не так много – то есть, если мы работаем на нашем главном предположении «не лезть туда». Рано или поздно (и это зависит от того, как долго бедолага упорствует), его выживают из организации. В то же время, его мотивация и производительность настолько низки, что его вряд ли можно назвать активным.
Сценарий (3) возможен без увольнения. Этот доступно только топ-менеджерам и собственникам – тем, кто может «себе это позволить» благодаря материальному благополучию и неоспоримой официальной позиции. «Дауншифтинг» становится распространенным среди этой категории клиентов. Они отправляются на Гоа, провести время в храмах, и в путешествиях постигают мировую мудрость. Коучинг таких лиц может доставлять настоящее удовольствие коучу – такие клиенты очень восприимчивы, и коучу не сложно работать с ними. Это довольно новое явление, так что нет никаких доказательств того, насколько сильным активом эти люди становятся для компании по возвращении – многие еще не вернулись.
Сценарий (4) заключается в том, чтобы остаться и попытаться трансформироваться. Зрелые Индивидуалисты и ранние Стратеги, которых так мало, что мы можем назвать их всех, решили остаться и попытаться сделать что-то в этой области. У них есть одна общая черта – они не боятся и освобождены от груза статуса. Коллеги называют их «отчаянными» или «донкихотами». Пройдя трудный путь восхождения в компании, они обрели власть и возможности. То есть, если они имеют право работать по своему усмотрению – их «естественными врагами» зачастую являются их акционеры, которые, с точки зрения развития эго, находятся на более ранних стадиях. Хороший коуч по развитию в данном случае может оказать клиенту большую помощь здесь – поскольку тем, в чём он нуждается больше всего, является безопасная и дружественная развивающая среда, сообщество людей, похожих на него.
Сценарий (5) осуществляется крайне редко, когда клиент решает вообще оставить свой бизнес и начать участвовать в общественной жизни. Личные богатство, благополучие и известное имя в данном случае являются обязательными условиями. Причина того, почему столь малое количество людей рассматривают подобный вариант, заключается в том, что он почти автоматически означает занятие политикой. Политика – это грязное слово в России, и вполне заслуженно. Общее недоверие к политикам и государственным служащим (многие россияне даже не знают разницы) является слишком сильным культурным барьером. Политическая власть, как известно, коррумпирована, и очень немногие из нас защищены от этого. Многие богатые бизнесмены, желающие делать добро, пытаются «подкупить» общество. Они участвуют в благотворительных проектах, однако, мы не видим существенного влияния на развитие промышленных отраслей или гражданского общества. Мы не видели участия коучей по развитию или интегрально осведомленных консультантов в этой сфере в России.
Сценарий, который осуществляется все чаще и чаще, заключается в том, что способные люди покидают Россию насовсем. Не находя поддержки, ощущая себя неполноценным, не будучи в состоянии найти работу, соответствующую их уровню развития, они эмигрируют и поселяются в других местах. Как выразился один известный русский политик: «Если мы не укрепим экономические предпосылки для представителей российского среднего класса в следующие полтора года, все они уедут, а мы здесь останемся с олигархами и огромными государственными корпорациямм».
Давайте взглянем на более широкую картину – политизированного российского общества – с точки зрения развития. Это могло бы помочь нашим размышлениям о том, как мы можем лучше служить этому миру в том состоянии, в котором он находится сейчас.
Россия: перспектива развития
Путь развития России как государства, страны, нации и общества – захватывающий объект для исследования.
Мы наткнулись на интересную работу д-ра Эльке Фейн, социолога и политолога в университетах Фрайбурга (Германия) и Базеля (Швейцария). На протяжении более 20 лет доктор Фейн была лично и академически обеспокоена политическими и культурными событиями в России. Особый исследовательский интерес для нее представляет способ отношения России к ее советскому прошлому после распада Советского Союза.
В своей статье Эльке Фейн предлагает интегральную оценку политических и культурных изменений в постсоветской России, используя теорию развития взрослых людей. Доктор Фейн использует многочисленные теории и модели для исследования этой темы. В этой статье мы решили акцентировать внимание на выводах, представленных на языке структуры Сюзан Кук-Гройтер, которая основана на работе Джейн Левинджер по развитию эго [3].
Мы решили дать краткое изложение выводов доктора Фейн и ценим возможность включить ее работу в свою статью, поскольку она ускользнула от нашего внимания в 2010 году. Мы надеемся, это поможет нашим коллегам расширить сферу их перспектив, чтобы иметь возможность оказывать большее влияние.
Д-р Эльке Фейн: теория развития взрослых людей и политический анализ ситуации в России
Размышляя о процессе трансформации режима в постсоветской России, поражаешься тому, какой огромный шаг «назад» был сделан от либерализма к авторитаризму. Несмотря на наличие демократических институтов, создается впечатление, что они действуют в соответствии с недемократической логикой.
Эльке Фейн утверждает, что российская политика по-прежнему в значительной степени определяется последствиями непрекращающегося многомерного кризиса создания смыслов (сдвигов), связанного с распадом Советского Союза в 1991 году и оказывающего влияние на многие аспекты социально-экономической, политической и культурной жизни.
Сдвиги по своей природе представляют возможности для трансформации, развития и культурного роста. Повторное присвоение – т.е., обработка, рефлексивная оценка и интегрирование опыта на следующий уровень обучения, развития и бытия, позволяет использовать эти возможности. Тем не менее, пока расстояние сохраняется и происходит повторное присвоение, память и логика «прежнего» рассуждения и интерпретации будут определять мышление и действия в качестве единственного доступного строительного инструмента реальности. Чем глубже травматический и радикальный опыт переживания сдвигов, тем больше времени, душевной энергии и сил требуется, чтобы пройти через процесс трансформации, деидентификации и критического повторного присвоения.
Д-р Фейн обсуждает, в какой степени три неусваиваемых аспекта этого сдвига (распад Советского государства, идеологии и системы политической власти) по-прежнему сказываются на трех центральных вопросах социальной и политической повестки дня постсоветской России: международном статусе, национальной идентичности, а также политической власти и демократическом управлении.
Ни один из этих сдвигов до сих пор не был решен и повторно присвоен трансформирующим способом. Скорее всего, логика самозащиты рассуждений и действий была избрана в качестве стратегии, чтобы избежать конфронтации с неприятными последствиями этих сдвигов.
Доктор Фейн дает краткий отчет о динамике развития в Советском Союзе, а затем более подробное описывает то, как логика самозащиты работает и функционирует в различных областях российской политики. Чтение о событиях, которые мы знаем и помним, через призму теории развития взрослых людей, становится захватывающим путешествием. Это помогает понять гораздо более широкий контекст, в который включены наши клиенты и их системы. Эта перспектива незаменима для нас, если мы хотим поддерживать крупные преобразования в России.
Мы не будем пересказывать истории, которые анализирует д-р Фейн, но попробуем представить высокоуровневый обзор того, как «дизайн» советского режима, казалось бы, современный и универсальный, привел фактическую историю страны и ее народа к тому, что многими воспринимается как очевидный регресс.
Советский режим обращался к современным ему универсальным ценностям, таким как социальная и политическая справедливость, равенство и солидарность, и поэтому восхищал внушительное число западных интеллектуалов, как нравственный идеал. Тем не менее, он была организован довольно иерархически – это был абсолютистский режим, где правили установки и догмы. Борясь с традиционной российской православной культурой, он заменил ее новой традицией коммунистической ортодоксии. Таким образом, даже при том, что большевистские лидеры предлагали универсальные ценности и огромные проекты по модернизации, они подавляли противников с такой жестокостью, что явно свидетельствует о том, что они сами не действовали в соответствии с мировыми ценностями. Это была идеологическая диктатура, или, в случае сталинизма, просто диктатура неограниченной личной власти. Несмотря на то, что большевистский проект изменил характер во второй половине советской истории, в нем никогда не было места для «просвещенной критики», а также основных свобод в политической культуре и сознании.
Позже, в 1970-х и 80-х годах, монополия коммунистической партии на истину стала терять свою легитимность. Режим был не в состоянии удовлетворить свои претензии по отношению к населению. Вместо социальной и политической справедливости, страна пережила длительные периоды террора и репрессий, а не равенства и солидарности, глубокий социальный разрыв между политической элитой и простыми гражданами и застой во многих областях вместо обещанного высокого уровня жизни.
В то же время, культурные и политические модели современных западных стран уже начинали превосходить современность с постмодернистическими ценностями и культурными практиками, и всё чаще воспринимались как экономически и политически превосходящие и, следовательно, как привлекательные альтернативы. Это именно тот момент, когда разрыв между «Востоком и Западом» стал очевиден.
В течение 1990-х годов большинство населения испытали на себе хаос в политике, социальную и экономическую деградацию, в результате чего такие идеи, как демократия, свобода и рыночная экономика утратили доверие. Это способствовало тому, что политические деятели с легкостью объявили эти идеи западными изобретениями, чуждыми и враждебными России.
В течение первых нескольких лет эпохи Ельцина был достигнут некий консенсус относительно модернистских или даже постмодернистских ценностей, таких как мирное разрешение конфликтов, запрещение государственной идеологии, а также обеспечение индивидуальных прав и свобод. Многие надеялись, что Россия может встать на путь либеральной и демократической трансформации. Тем не менее, эти ценности не укоренились достаточно прочно и более низкий уровень ментальных привычек и преемственность захватили власть над официальными либеральными и демократическими институтами, созданными первым президентом России. В отсутствии широкой базы и добросовестного индивидуального сознания, поддерживающего его, это не удивительно, что социальные и политические институты, в конечном счете, вновь адаптируются к (менее комплексным) центрам тяжести общественного сознания и политического дискурса. Что касается современной России, социологи и политики, почти в унисон твердят о возвращении к предыдущим режимам и привычкам правления.
Это также становится заметным в сильной тенденции заставлять других нести ответственность за проблемы и конфликты, в то же время избегая дискуссий о собственных недостатках и ошибках в России (четко прослеживается на примере грузинского конфликта и в настоящее время на примере украинского). Внешняя политика России, кажется, ориентирована на построение мира исключительно через призму российских потребностей и желаний вместо того, чтобы принимать более комплексные перспективы, признавая собственные слабости или проявляя эмпатию.
В таком пространстве нет места для самокритики, признания прошлых ошибок и промахов и в конце концов приводит к соглашению с ними, – иными словами, к критическому повторному присвоению и эмоциональной интеграции распавшегося Советского Союза и его имперского отношения к соседним государствам. По словам Кук-Гройтер, из-за нарушенного чувства безопасности, страха и травмы, самозащита личности, как правило, слишком слаба, чтобы позволить себе иной способ поведения.
С точки зрения развития, ответ, почему новая парадигма смыслообразования никогда не приживется в России, очевиден. Так как интегральные перспективы подавляются, для того, чтобы достигнуть более высоких уровней, надёжные вклады более ранних стадий должны быть на своем месте и исправно функционировать. Модернистские (т.е., индивидуалистические, рациональные, разнообразные) и постмодернистские (т.е., рефлексивные, релятивистские, плюралистические и пост-материалистические) ценностные структуры не могут быть приняты, как идеология, но должны развиваться в процессе, превосходя и интегрируя все предыдущие, менее сложные уровни мышления, существования и мотивации. В ходе истории, где новые формации были вынуждены уничтожать предыдущие «на корню», путь развития получается сильно искаженным.
Доктор Фейн резюмирует, что «регресс» господствующей логики действия российской политики до уровня самозащиты, с одной стороны, – это реакция на провал стремления России достичь и материализовать зрелый и «здоровый» традиционализм Советского Союза (который хотел добиться социализма, не превосходя, а разрушая досоветские традиции). С другой стороны, самозащита – также стратегия нынешнего режима, выбранная для того, чтобы избежать критической саморефлексии, ставящей под сомнение любимые привычки и привилегии, а также принимающей на себя ответственность за прошлые ошибки и преступления, совершенные во имя советского режима. К сожалению, это также означает избегание более глубокой и интегративной культурной и политической трансформации.
Хотя действующий режим, кажется, пользуется поддержкой широких слоев населения, предпочитающих стабильность процветанию, свободе и демократии, все-таки возникает вопрос о том, что могли бы сделать те, кто заинтересован в том, чтобы Россия, в конце концов, продвигалась вверх по шкале развития.
Что это значит для нас?
Мы считаем работу доктора Фейн важной по двум причинам. Во-первых, она описывает большой контекст развития современной России, который позволяет нам узнавать о существующих паттернах более высокого уровня сложности, чем те, которые мы контекстуально использовали при работе с нашими клиентами. Эта внешняя перспектива нашей системы является развивающе ценной для нас, коучей – внутренняя включённость в эту систему вызывает затруднение у русских в России в том, чтобы увидеть ее должным образом.
Во-вторых, владея этой более широкой перспективой, коуч по развитию может стать сильным помощником для клиента, участвующего в крупных общественных трансформациях. Клиенты с более высоким уровнем развития зачастую нуждаются в партнере, который может помочь ему использовать его расширенные возможности для получения большего масштаба воздействия. Большинство коучей по развитию сами по себе являются людьми «высших уровней развития» и надеемся, что для них возникнет возможность принять участие в действительно значимых преобразованиях.
Так что же мы можем сделать?
Мы хотели бы начать с размышления о главном положении коучинга – не приходить без приглашения, следовать запросу клиента. В коучинге именно клиент устанавливает повестку дня, а коуч показывает возможные перспективы. Вопрос заключается в следующем: готовы ли мы быть там, когда расширенная личность достигнет более широкой перспективы, чем той, куда она была приглашена?
Коучинг нужен для того, чтобы совершить действие, перемещающее клиента из текущего состояния в желаемое. Что делать, если достижение желаемого состояния не представляется возможным в нынешних пределах системы?
Вопрос внезапно возвращается к нам самим: насколько велик мой мир? Какую территорию я готов освоить в качестве коуча по развитию?
По сути, коучинг предполагает взаимодействие с клиентом один на один, хотя мы зачастую можем наблюдать случаи успешного коучинга в малых группах. Тем не менее, даже в условиях работы в группе фокус вмешательства направлен, в основном, на отдельных людей или «пространство между ними». Мы знаем, как вызвать сдвиги верхних квадрантов – расширить умственные модели и, следовательно, поведение и выбор наших клиентов. Мы считаем, что это именно то, чем мы должны заниматься, и мы делаем это хорошо.
Вопрос заключается в следующем: готовы ли мы помочь нашим клиентам работать в более низких – коллективных – квадрантах? Сколько из наших российских клиентов, находящихся на высоких уровнях развития, имеют потенциал для ведущих организационных преобразований, но чувствуют себя беспомощными перед лицом патогенной системы, в которой они «обречены» жить?
Перефразируя слова политика, указанные выше: «Если мы будем по-прежнему самонадеянны и не станем участвовать в установлении системных структур и культуры, с чем же мы останемся?».
Кто-то может сказать, что это не входит в задачи коуча – изменять систему и бороться с ней. Коуч является «включателем», ресурсом для нашего героя. Так может быть, пришло время бросить вызов этой идее? Роберт Киган сказал: «Некоторые люди хотят вернуть Христа в Рождество; я хочу вернуть развитие в теорию развития лидерства». Говоря о влиянии коучинга по развитию, мы должны уделять гораздо больше внимания именно «развитие», нежели «коучингу».
Подавляющее большинство коучей в области развития в постсоветском пространстве интегрально образованы, они находятся на высоких уровнях развития и обладают большим потенциалом для трансформации. Давайте работать над расширением системы, а не только отдельных лиц. Возможно, тогда мы больше не сможем называться «коучами», ну и что? Возможно, мы больше не сможем называть то, чем мы занимаемся, «бизнесом», кто знает?
Мы должны начать заботиться о нашей системе, найти силы и мужество, чтобы работать над ней. Мы можем расширить нашу область ударного воздействия, например, приложить усилия к созданию систем поддержки сознательного бизнеса в нашей стране. Примером может служить создание устойчивых бизнес-лаборатоий для компаний в Украине, в которых некоторые из нас принимают активное участие.
Инвестирование наших знаний и энергии в создание комфортных условий для Индивидуалистов и Стратегов, которые чувствуют себя невостребованными в своих организациях, это еще один способ оказать влияние на текущую ситуацию. Межотраслевые действующие группы – хорошая форма для этого. Разочарованные «донкихоты» и «дауншифтеры», несомненно, оценят такие условия, и, возможно, на самом деле, вернуться в свои организации, чтобы трансформировать их.
Мы можем проделать хорошую работу над системой, которая не знает своих лучших проявлений, но не сражаясь, мы не можем выиграть. Давайте придерживаться хорошего, интегрального взгляда на систему и возьмем на себя большую ответственность за это. В конце концов, мы не одиноки.
Анастасия Некрасова, Разумное Лидерство, Стокгольм-Москва-Киев
Ирина Смирнова, Институт Коучинга, Санкт-Петербург-Москва
Об авторах
Анастасия Некрасова, Разумное Лидерство, Швеция
Магистр в области лингвистики и педагогики из Поморского государственного университета в Архангельске, Россия
MBA в сфере общего управления в Стокгольмской школе экономики, Швеция
Профессиональный интерес Анастасии лежит в сфере международного развития бизнеса и бизнес-образования. Она основала свою собственную консультацию в России еще в конце 1990-х, Бюро деловой поддержки «Руна», которое оказывало помощь многим скандинавским компаниям, в их усилиях по интернационализации в России, Украине и странах Балтии. С 2010 года Анастасия изучает способы применения теории интегрального развития и теории развития взрослых людей в сферах бизнеса и лидерства. Кроме того, она исследует, как культурный интеллект (CQ) поддерживает развитие потенциала трансформации отдельных лиц и организаций.
Анастасия: «Я твердо верю, что Бог создал каждого из нас по своему образу и подобию, то есть, дал нам творческую силу, чтобы стать той версией самих себя, которой мы захотим стать. Я вижу свою роль в оказании помощи людям и компаниям становиться более сознательными. Будучи вечной ученицей, я работаю для распространения знаний о силе теорий интегрального развития и развития взрослых людей, среди тех, кто хочет и нуждается в том, чтобы расти. Именно поэтому я перевела «Модель лидерского развития» Хартхилла на русский язык еще в 2012 году. С тех пор я наладила сотрудничество с другими интегральными коучами и коучами по развитию в русскоязычном пространстве. Особенно сейчас, во времена турбулентности и кризисов в трех моих родных странах
– России, Украине и Швеции, мы можем привнести чрезвычайно полезные интегральные перспективы в растущие устойчивые общества и компании».
Большую часть времени Анастасия живет в Стокгольме, Швеция.
Контактный адрес электронной почты:
anastasia@intelligentmindsets.com
Разумное лидерство
www.intelligentmindsets.com
Ирина Смирнова
Коуч-консультант Московского филиала Санкт-Петербургского Института Коучинга; Ведущий сессий организационного развития; преподаватель в Академии PwC.
«Основные запросы, которые я получаю от клиентов, – это запросы на развитие, переход и поддержку предпринимателей и топ-менеджеров в условиях неопределенности и турбулентности (в которых есть как внутренние причины, например, психологические кризисы, так и внешние, такие, как экономика и политика). Это темы, которые меня интересуют. Я считаю, что они являются очень важными для руководителей, их команд и компаний сегодня. Мы находимся в ситуации, когда наша база знаний перестала работать. Вы можете рассчитывать только на себя. Таким образом, вы должны быть готовы к изменениям и колебаниям.
В течение последних нескольких лет я опиралась на интегральный подход и структуры вертикального развития лидеров, как в моем личностном росте, так и в работа с индивидуальными клиентами и целыми групп. На данный момент я считаю эти направления наиболее полным и эффективными».
Институт Коучинга
Заметки
[1] В соответствии с определением С. Кук-Гройтер и Б. Торберт
[2] Обзор рынка коучинга, Россия, Юлия Чухно, 2012, Российское отделение Международной Федерации Коучинга
[3] Кук-Гройтер, С. (2007). Развитие эго: Девять уровней возрастающего охвата.
Программы Института Коучинга: